Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Cпециальные условия получения
образования детьми с ОВЗ представляют собой условия обучения, воспитания и
развития, предусматривающие использование адаптированных образовательных
программ (в том числе, программ коррекционной работы, индивидуальных
специальных программ); специальных методов обучения и воспитания, специальных
учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических
средств обучения коллективного и индивидуального пользования, компьютерные
средства с включением специального оборудования, представление услуг ассистента
(помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь,
проведение групповых и индивидуальных и коррекционных занятий,
обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную
деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение
образовательных программ обучающимися с ОВЗ (ст. 79. П. 3 Федеральный закон от
29.12.2012 № 273-ФЗ (с изм. и доп.) «Об образовании в Российской Федерации».
Обучающимся с
ограниченными возможностями здоровьясчитается физическое
лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии,
подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией (далее ПМПК) и
препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Инвалид— лицо, которое
имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма,
обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к
ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной
защиты. Лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид».
Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением
медико-социальной экспертизы.
Прием ребенка с ОВЗ, ребенка
инвалида на обучение осуществляется образовательной организацией при наличии в
данной образовательной организации соответствующих материально-технических,
информационных и кадровых ресурсов, с согласия родителей (законных
представителей) ребенка с ОВЗ и по рекомендации психолого-медико-педагогической
комиссии (ФЗ № 273-ФЗ ст. 44 ч. 3 п. 1).
МАДОУ №1 «Детский сад будущего»
осуществляет обучение воспитанников с ограниченными возможностями здоровья на
основе образовательных программ, адаптированных для обучения указанных
обучающихся:
- адаптированная образовательная
программа для детей с ТНР;
- индивидуальный
образовательный маршрут для детей с ОВЗ, посещающих группу общеразвивающей
направленности.
В МАДОУ № 1 «Детский сад будущего»
функционирует психологическая служба, в состав которой входят педагог-психолог,
учитель-логопед, в случае необходимости к работе психологической службы
привлекаются музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре. Психологическая
служба участвует в проектировании и организации образовательного процесса.
Деятельность специалистов организована в форме психолого-педагогического
консилиума для выявления и обследования детей, разработки индивидуального
образовательного маршрута.Обследование и сопровождение детей ППк
осуществляется по письменному заявлению родителей (законных
представителей).
Специально оборудованные учебные кабинеты
Для реализации АОП:
·
Оборудованы места
для индивидуальных логопедических занятий, индивидуальных психологических
занятий;
·
Физкультурно-музыкальный
зал;
·
Лаборатория;
·
Картинная
галерея;
·
Музей Русская
изба;
·
Методический
кабинет
Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Лаборатория;
Музей Русская изба;
Уголок пожарной безопасности;
Экологическая тропа;
Огород.
Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Методическая библиотека и библиотека
детских книг располагается книжном центре в группах ДОО и в в методическом
кабинете.
Весь книжный фонд ДОУ включает
в себя:
- учебно-методическую
литературу
- наглядные пособия
- периодические издания
профессиональной направленности
- художественную литературу,
энциклопедии для дошкольников
Имеется подборка
видеоматериалов и аудиотека по содержанию ООП ОП ДО.
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Для организации правильного
двигательного режима, обеспечения двигательной активности, развития физических
качеств дошкольников, в том числе для детей с ОВЗ, детей-инвалидов, в МАДОУ № 1
«Детский сад будущего» оборудованы:
- физкультурный зал с наличием
в нем оборудования для развития движенийи игр детей; спортивные снаряды и
атрибуты для организации бега, ходьбы, лазания,метания, подвижных игр;
- организуются уголки двигательной
активности в группах с наличием в них оборудования для
развитиядвигательной сферы и физических качеств; оборудование для
профилактикиплоскостопия и закаливающих процедур;
- площадки для прогулок по
количеству групп с игровым оборудованием;
- оснащена спортивная площадка
на улице.
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Развивающая
предметно-пространственная среда МАДОУ № 1 «Детский сад будущего» отвечает
современным требованиям и обеспечивает гармоничное развитие личности,
сохранение и укрепление физического и психического здоровья обучающихся.
ДОУ оснащено необходимым техническим,
игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, расходными материалами,
инвентаремдля развития детей дошкольного возраста в соответствии с
особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета
особенностей и коррекции недостатков их развития.
Для обеспечения доступности образовательной
организации, в том числе для детей с ограниченными возможностямиздоровья
и детей-инвалидов, помещений, где осуществляется образовательнаядеятельность;
организовансвободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными
возможностями здоровья, киграм, игрушкам, материалам, пособиям,
обеспечивающим все основные виды детскойактивности. Лестничные пролеты
оснащены поручнями, входные группы оборудована пандусами.
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
МАДОУ № 1 «Детский сад
будущего» располагается в здании, которое было построено более 30 лет назад, в
связи с чем не предусмотрено наличие подъемников и других приспособлений,
обеспечивающих доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
(ОВЗ).
Для передвижения по коридору: зрительные
ориентиры для лестниц, зрительные ориентиры для лестниц, коридоров (обозначения
на стенах, перилах яркого, контрастного цвета: желтого или красного, размером
10 см); зрительные ориентиры на стенах и дверях.
Групповые помещения - стены окрашены
в светлые пастельные тона, не допускается использование темных штор на окнах,
максимальное освещение рабочих мест, доска и рабочие поверхности не имеют
глянцевой поверхности.
Специальные условия питания
Пищеблок МАДОУ № 1 «Детский
сад будущего» оснащен необходимым оборудованием. Персонал обеспечивает полноценное
четырехразовое питание.
Специальные условия охраны здоровья
В МАДОУ № 1 «Детский сад
будущего» осуществляется деятельность по сохранению и укреплению здоровья
воспитанников, которая строится с учетом индивидуальных особенностей детей, в
томчисле детей инвалидов. детей с ОВЗ (с учетом рекомендаций ТПМПК,
программы реабилитации ребенка-инвалида), обеспечения необходимого
охранительного режима; осуществления профилактических мероприятий; контроля над
сохранением физического и психологического здоровья детей; проведения
закаливающих процедур; обеспечения условий для успешной адаптации ребенка
к детскому саду; формирование у детей и родителей мотивации к здоровому образу
жизни.
В рамках утреннего приема
детей организуется ежедневный фильтр соматического состояния детейвоспитателями,
включающий опрос родителей о состоянии здоровья ребенка, визуальный осмотр и
термометрию в присутствии родителей, по показаниям.
Ежегодно заключается
договор о совместной деятельности по медицинскому обслуживанию воспитанников
между дошкольным учреждением и детской поликлиникой.
В МАДОУ № 1 «Детский
сад будущего» систематизирована работа по обеспечению безопасности жизни и
здоровья обучающихся и сотрудников. Разработаны инструкции, отражающие нормы и
правила проведения определенных видов работ и взаимодействия с детьми, а также
алгоритм в случае чрезвычайных ситуаций, сопряженных с угрозой безопасности.
Взаимодействие с
детьми строится на основе принципа событийности и отражается в ежедневном
календарном планировании, предусматривающем организацию разных видов детской
деятельности и культурных практик. Решение образовательных задач, в том числе
задач сохранения и укрепления здоровья обучающихся, большую роль играет
взаимодействие с социумом (Стадион, ДЮСШ, спортивный комплекс Олимп).
Большое внимание
уделяется обеспечению двигательной активности обучающихся в течение всего дня. В
каждой возрастной группе организуется непосредственно-образовательная деятельность
по физической культуре, функционирует творческое объединение обучающихся старшего
дошкольного возраста «Фитнесс для дошколят», основной целью которого является оздоровление детей и профилактика нарушений
осанки и плоскостопия. Организуются различные тематические физкультурные
развлечения, соревнования, конкурсы. Проводятся закаливающие мероприятия,
утренняя гимнастика, ленивая гимнастика после сна.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Все помещения, в которых
проводятся занятия с детьми, оснащены ноутбуками и доступом к сети Интернет, в
образовательной организации имеются в достаточном количестве мультимедийные
средства, интерактивное оборудование, компьютерная техника, аудиотехника
(акустические усилители и колонки), видеотехника (мультимедийные проекторы).
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
В процессе обучения детей инвалидов
и детей с ОВЗ обеспечивается доступ к следующим электронным образовательным
ресурсам:
·
Интерактивное
пособие портала МЕРСИБО "Игры для тигры" для коррекции речевых
нарушений дошкольников;
·
Интерактивное
пособие для занятий с детьми «Учимся говорить правильно», авторы Аствацатуров
Г.О., Шевченко Л.Е.
·
Аудиотека
музыкальных и литературных произведений.