приложение №3 к приказу от ______2023 №___ Утверждаю: Заведующая МАДОУ №1 «Детский сад Будущего» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально – личностному направлению развития воспитанников __________ Н.Н. Алёшкина «_____»_________2023 г. Учебный план основной общеобразовательной программы дошкольного образования МАДОУ №1 «Детский сад Будущего» на 2023 – 2024 учебный год г. Богданович, 2023г. Пояснительная записка к учебному плану основной общеобразовательной программы дошкольного образования МАДОУ №1 «Детский сад Будущего» на 2023-2024 учебный год Учебный план Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения №1 «Детский сад Будущего» общеразвивающего вида с приоритетным осуществление деятельности по социально-личностному направлению воспитанников (далее – МАДОУ №1 «Детский сад Будущего») на 2023 – 2024 учебный год определяет организацию непрерывной непосредственнообразовательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении, разработан в соответствии со следующими нормативными правовыми документами: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 – ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 21.10.2014); Приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. N 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»; Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"; Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) Департамента общего образования 28 февраля 2014г. №08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования». СП 2.1.3678-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг» (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 24.12.2020 г. №44); СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения» (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 27.10.2020 г. №32); СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. №28). СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 г. № 2). СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней» (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 г. № 2). При составлении учебного плана учитывались следующие принципы дошкольного образования: - полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития; - построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования); - содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; - поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; - сотрудничество Организации с семьей; - приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; - формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; - возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития); - учет этнокультурной ситуации развития детей. Обязательная часть ООП ДО реализуется коллективом МАДОУ №1 «Детский сад Будущего» на основе Примерной основной образовательной программы дошкольного образования. В основной части используются следующие программы и методические комплекты: группах дошкольного возраста. -Алёшина Н.В. Учебно-методический комплект по ознакомлению дошкольников с окружающим и социальной действительностью в группах дошкольного возраста. - Арсенина Е.С. Учебно – методический комплект по музыкальному воспитанию в группах раннего и дошкольного возраста. - Пензулаева Л.И. Учебно – методический комплект по физическому развитию в группах раннего и дошкольного возраста. - Гербова В.В. Учебно – методический комплект по развитию речи. - Помораева И.А. Учебно – методический комплект по формированию элементарных математических представлений. - Комарова С.Т. Учебно – методический комплект по изобразительной деятельности в детском саду. В части формируемой участниками образовательных отношений: - Николаева С.Н. Юный эколог. - Нищева Н.В. Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. - Новикова В.П. Математика в детском саду. - Ушакова О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи. - Радынова О.П. Музыкальные шедевры: Настроения, чувства в музыке. - Куцакова Л.В. Художественное творчество и конструирование. - Лыкова И.А. Цветные ладошки. - Воскобович В.В. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей «Сказочные лабиринты игры». - Власенко Н.Э. Фитбол-гимнастика в физическом воспитании детей дошкольного возраста Данный выбор программ обеспечивает целостность образовательной деятельности и содействует эффективному решению проблемы преемственности при постепенном переходе из одной возрастной группы в другую. Содержание данных комплексных и парциальных программ способствует целостному развитию личности ребёнка раннего и дошкольного возраста по основным образовательным областям: Социально-коммуникативное развитие, Познавательное развитие, Речевое развитие, Художественно-эстетическое развитие, Физическое развитие. Учебный план является документом, устанавливающим перечень образовательных областей и объём учебного времени, отводимого на проведение непрерывной непосредственной образовательной деятельности (далее НОД), при этом не является жёстко регламентированным и предусматривает возможность варьирования и интеграции с учётом возможностей и интересов детей. Учебный план МАДОУ №1 «Детский сад Будущего» соответствует Уставу, реализуемому учебно – методическому комплекту (далее – УМК), рекомендованному авторами программы «От рождения до школы», отражает образовательные области: социальнокоммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие воспитанников; включает формы образовательной деятельности и разнообразные виды детской деятельности детей (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, двигательной, и др.), предусмотренные ФГОС ДО; гарантирует ребенку получение комплекса образовательных услуг в соответствии с утвержденным муниципальным заданием. Учебный план МАДОУ №1 «Детский сад Будущего» на 2023 – 2024 учебный год является локальным нормативным актом, который формирует содержание образования за счёт разделения на обязательную часть и часть формируемую участниками образовательных отношений, а также определяет организацию и содержание образовательной деятельности на уровне дошкольного учреждения. Объём обязательной части составляет не менее 60% от её общего объёма; часть формируемая участниками образовательных отношений составляет не более 40%. Обязательная часть направлена на реализацию Программы с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей раннего и дошкольного возраста. Содержательные и организационные аспекты части формируемой участниками образовательных отношений ориентированы на сохранение и укрепление здоровья детей, художественно–эстетическое, познавательное, развитие воспитанников, экологическое воспитание, поддержку инициативы и свободной спонтанной игры. Обязательная часть обеспечивает единство образовательного пространства на территории Российской Федерации; отражает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей в соответствии с пятью образовательными областями. Часть, формируемая участниками образовательных отношений является дополнением к обязательной части и отражает повышенный уровень образования; статус дошкольного учреждения; наличие приоритетного направления по социально-личностному развитию воспитанников; специфику национально-культурных, демографических и климатических условий; индивидуальный характер развития детей с учётом их здоровья, возрастных особенностей, интересов, возможностей; вариативность образования, позволяющую более полно реализовать социальный заказ на образовательные услуги. Учебный план включает следующие структурные единицы: - образовательные области: Социально- коммуникативно развитие, Познавательное развитие, Речевое развитие, Художественно эстетическое развитие, Физическое развитие; - перечень разделов основной общеобразовательной программы дошкольного образования: физическая культура, ознакомление с предметным и социальным окружением, ознакомление с миром природы, развитие речи, рисование, лепка, музыка, в группе раннего возраста. В группе дошкольного возраста: физическая культура, ознакомление с предметным и социальным окружением, ознакомление с миром природы, развитие речи, формирование элементарных математических предствалений, рисование, лепка, аппликация, музыка; - недельная и годовая нагрузка в виде количества занятий по каждому разделу ООП ДО; - разделы фактической и максимальной нагрузки, временной продолжительности одного занятия и длительность перерывов между занятиями для каждой возрастной группы прописаны в заключительной части учебного плана. Содержание учебного плана заключается в следующем: образовательная нагрузка, количество и продолжительность непрерывной НОД планировалась из расчёта нормативных показателей разделов ООП ДО и СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. №28); Постановление от 28 января 2021 года N 2 Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания". - продолжительность непрерывной НОД составляет: для детей от 2 до 3 лет – не более 10 минут; для детей от 3 до 4 лет – не более 15 минут; для детей от 4 до 5 лет – не более 20 минут; для детей от 5 до 6 лет – не более 25 минут; для детей от 6 до 7 лет – не более 30 минут; - максимально допустимый объём образовательной нагрузки в первой половине дня в младшей и средней группах не превышает 30 и 40 минут соответственно, а в старшей и подготовительной - 45 минут и 1.5 часа соответственно. Перерывы между периодами непрерывной непосредственно – образовательной деятельности – составляют не менее 10 минут; - образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста осуществляется во второй половине дня после дневного сна. Её продолжительность составляет не более 25-30 минут в день. В середине непрерывной НОД статистического характера проводятся физкультурные минутки; - образовательная деятельность, требующая повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, организована в первую половину дня. Содержание учебного плана является индивидуальным для данного образовательного учреждения, так как учитывает интересы, возможности запросы детей, и их родителей; педагогов и специалистов МАДОУ № 1 «Детский сад Будущего», приоритетное направление данного дошкольного учреждения, следовательно, обеспечивает индивидуальный характер развития каждого ребёнка и заботу о его здоровье. Учебный план по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности МАДОУ №1 «Детский сад Будущего» на 2023– 2024 учебный год Образовательная область Раздел программы Обязательная часть ООП ДО Познавательное Ознакомление с развитие предметным и социальным окружением Ознакомление с миром природы Формирование элементарных математических представлений Речевое развитие Развитие речи Возрастные группы Первая младшая (3-й год жизни) Вторая младшая (4-й год жизни) 37 37 неделя год неделя год 0.5 18,5 0.5 18,5 0.5 18,5 1 0.5 18,5 0.5 18,5 0.5 18,5 1 37 1 37 1 1 37 0,5 18,5 0,5 Подготовка к обучению грамоте Художественно – эстетическое развитие Рисование Лепка Аппликация / Ручной труд Музыка Средняя Старшая (5-й год жизни) (6-й год жизни) Количество учебных недель 37 37 неделя год неделя год Подготовительная к школе (7-й год жизни) 37 неделя год 37 1 37 1 37 1 37 37 1 37 2 74 0,5 18,5 1 37 1 37 18,5 0,5 18,5 1 37 1 37 1 1 37 37 1 0.5 0.5 37 18,5 18,5 1 0.5 0.5 37 18,5 18,5 2 0.5 0.5 74 18,5 18,5 2 0.5 0.5 74 18,5 18,5 2 74 2 74 2 74 2 74 2 74 Физическое Физическая культура 3 111 развитие Всего занятий в обязательной части 10 370 Часть, формируемая участниками образовательных отношений Познавательное Лего-детство развитие Юный эколог Сказки фиолетового леса 3 111 3 111 3 111 3 111 10 407 10 370 13 481 14 518 1 36 1 36 1 36 1 36 1 36 Мы учимся читать Речевое развитие Funny English 1 36 Художественно – эстетическое развитие Чудесная иголочка 1 36 Физическое развитие Волшебный мир театра 1 36 Логоритмика 1 36 Школа мяча СоциальноЮные инспекторы коммуникативное движения \Всего занятий в части, формируемой участниками образовательных отношений Всего занятий по программе Длительность занятий 10 Не более 370 1 36 1 36 1 36 1 36 1 36 1 36 1 36 2 72 5 216 6 216 11 Не более 15 479 13 Не более 20 минут 442 17 Не более 25 минут 697 20 Не более 30 минут 734 10 минут минут Перерывы между занятиями не менее 10 минут